Уникальный музей-панораму «Поезд Победы» посетили студенты и преподаватели нашего техникума

Музей «Поезд Победы», единственный в России музей на колесах, посвященный Великой Отечественной войне прибыл в город Пятигорск. В числе первых посетителей 28 сентября 2022 года были 30 студентов и преподаватели нашего техникума Шведова М.А., Королькова О.В., Иноятов В.В., Цуканов А.Д. и Сало В.А.. Над проектом работали художники из творческой мастерской «Невский баталист» во главе с Дмитрием Поштаренко – автором идеи музея на колесах при поддержке медиагруппы «Красный квадрат». Одной из сложностей было вместить в размеры вагона – 17 на 3 метра – большое количество не просто фигур, а сюжетных композиций. Вся экспозиция связана единым сюжетом. Художественный аудиорассказ идет от лица женщины-железнодорожника Лидии. Рассказ, который записала заслуженная артистка России Екатерина Гусева, основан на воспоминаниях Елены Чухнюк — машиниста паровозной колонны, водившей поезда с оружием и боеприпасами к линии фронта. Однако, в повествование Лидии вплетены и сотни историй других людей, переживших войну. «Это те истории, которые были рассказаны мне бабушкой, те истории, которые собирала наша команда по крупицам из разных воспоминаний. Это большой собирательный образ простой русской женщины, которая должна стать для зрителя проводником в историю народа», — поясняет Поштаренко.

В первом вагоне еще ничего не предвещает беды — мирная, беззаботная поездка в плацкартном вагоне довоенного времени. Семь отделений и два багажных отсека. В окнах — солнечный летний день, раннее июньское утро 1941 года, пассажиры торопятся занять места. Мы тоже проходим по вагону… . Здесь интеллигентный инженер, шумная компания военных, мама, заплетающая дочке косички, дедушка-рыбак, дающий наставления внуку…

Каждая фигура является частью общей картины и одновременно образом – знаком отдельной истории. Как, например, группа спортсменок–велосипедисток, напоминающая о распространении массового спорта в советские годы.

В другом купе мы видим летчика, а напротив него — пожилого мужчину с ампутированной ногой. По задумке авторов экспозиции, ветеран как бы узнает в этом молодом летчике себя. 22 июня 1941 года – день, который навсегда изменил жизнь пассажиров вагона и судьбы миллионов советских людей. Как сложатся их судьбы?

В наушниках звучит звук колес уходящего поезда и «пассажиры- экскурсанты» переходят в следующий вагон.

Совсем иное настроение ждет экскурсантов во втором вагоне. Начало войны. Вагон обычной электрички полон людьми в форме. Атрибутов мирной жизни больше нет, винтовка заменила удочку. При входе, около плаката «Родина-мать зовет!» — плачущая женщина как знак надвигающейся беды. В руках молодых бойцов видны солдатские медальоны — идентификационные записки в футляре для опознания солдата в случае его смерти. За окном (на мультимедийных панелях) мелькают вереницы людей, покидающих дома и отправляющихся в тыл. Идет эвакуация.

Ближе к выходу в группе людей сидит снайпер с винтовкой Мосина с оптическим прицелом. Надо сказать, что в музее собрано очень много подлинных вещей. К примеру, во втором вагоне можно увидеть нагрудные знаки работника метрополитена, кинолога и пожарного, а также ящик с надписью «Московские патроны» как подсказку о месте происходящих событий.

Экспозиция «Концлагерь» в следующем вагоне — напоминание о страшных преступлениях Третьего рейха. Панорама поделена на две части. В первой показан сюжет пытки нацистом советского офицера, вторая рассказывает о жизни военнопленных. В конце вагона — фигуры трех поддерживающих друг друга из последних сил людей – символ взаимопомощи и единства.

На стенах вагона — четыре экрана, на которых транслируются кадры хроники ужасов войны и жизни в нацистских концлагерях.

О подвигах врачей Лидия рассказывает в четвертом вагоне, который также поделен на две половины. Первая посвящена жизни медицинских работников во время войны. «Забота о раненых на войне – тоже своего рода поле боя», — рассказывает Лидия.

Даже во время движения поезда в санитарном вагоне работа не останавливается ни на минуту: делают операции, ухаживают за ранеными. Как символ скорой победы и надежды на мирную жизнь — фигура раненного солдата, который смотрит в окно, вспоминая о доме. На экранах-окнах визуализируются образы, взятые из реального письма ребенка на фронт: воспоминания, близкие, которые остались дома.

Здесь также можно увидеть подлинные вещи: носилки, медицинские книги и комплекты мединструментов того времени.

Во второй половине вагона расположилась экспозиция «Наука» как знак прорыва научной мысли и ее тесной связи с медициной. Экскурсия проходит через лабораторию микробиолога Зинаиды Ермоловой, разработавшей первый советский пенициллин – крустозин и лекарство от холеры. В конце вагона советские ученые–физики Курчатов и Александров. На экранах демонстрируются их открытия.

Пятый вагон поезда–музея встречает экскурсантов … паром. Спецэффект помогает нам почувствовать атмосферу банно-прачечного дезинфекционного поезда. Среди узнаваемых персонажей — фельдмаршал Паулюс, сдавшийся советским войскам в Сталинграде. Он уже испытал на себе русскую баню и стоит пред экскурсантами не в немецкой форме, а в нательном белье.

Неподалеку — группа из трех изможденных в окружении военнослужащих вермахта, которые еще только ожидают помывки. Мультимедийное «окно» демонстрирует документальные кадры разрушенного города на Волге, освобождение которого стало одним из главных переломных моментов войны.

Вторая половина вагона посвящена блокаде Ленинграда. Лидия напоминает своим молодым слушателям, что под обстрелами, от голода и холода, оберегая свой город от врага, погибли более 700 тысяч человек.

….Поезд мчит к Ленинграду по железнодорожной ветке Поляны – Шлиссельбург, на зрителей в открытую дверь «теплушки» дует пронзительный холодный ветер. Здесь же на деревянных нарах сидит солдат, бережно гладящий кошку. Лидия рассказывает, что после снятия блокады на город обрушилось полчище крыс. По одной из городских легенд, люди по всей стране отдавали своих кошек, и составы с хвостатыми защитниками отправлялись в Ленинград.

Об успехе одной из самых масштабных наступательных операций Красной Армии — «Багратион», рассказывает следующий, штабной вагон — одна из самых «секретных» точек поезда. Здесь можно узнать о работе связистов во время войны. В экспозиции — подлинные радиостанции и телефоны советского производства и поставленные по ленд-лизу. С помощью интерактивной панели желающие могут принять участие в радиоигре.

Продолжение вагона — экспозиция «Штаб». Гостям музея-панорамы предстает рабочее место штаба 1-го Белорусского фронта в период подготовки к «Багратиону». У развернутой на столе карты генералы Рокоссовский и Казаков обсуждают детали намеченной операции.

А Лидия заодно объяснит, что такое «мокроступы» и почему они сыграли важную роль при наступательной операции.

Два чувства – ликование от долгожданной Победы и горечь потерь доминируют в последнем вагоне экспозиции на колесах. Экскурсанты заходят в первую его половину — «трофейный» вагон. Снова перед нами электричка, на этот раз заполненная воинами-победителями, у которых позади 1418 суровых дня войны.

Люди празднуют Победу, показывают друзьям свои трофеи, делают памятные фото.. Также в вагоне размещены скульптурные портреты известных людей, не доживших до весны 45-го. Их присутствие в одном вагоне с победителями — как знак-напоминание всем живым о погибших в общей Победе.

В «Поезде Победы» много скрытых отсылок к истории войны. Один из пассажиров сжимает в руках газету с сообщением о капитуляции Германии – это память о резиденте советской разведки в Японии Рихарде Зорге. Неподалеку персонаж, созданный на основе образа Марии Октябрьской – военнослужащей-танкиста, оплатившей из своих сбережений постройку танка Т-34 «Боевая подруга». Здесь же генерал Иван Панфилов и писатель Аркадий Гайдар.

В окнах поезда — реконструкция сцен возвращения советских солдат домой, созданная по мотивам фотографий военного времени.

Вторая половина электрички пуста. Как знак скорби и памяти, ее стены окрашены в черный цвет, светит тусклый свет, в окнах — лица героев «Бессмертного полка».

«Поезд Победы» – это первая в мире иммерсионная инсталляция, размещенная в движущемся составе поезда. В 9 тематических вагонах историко-художественной экспозиции запечатлены образы прошлого нашей страны – непарадный портрет великой эпохи в лицах, жестах, мгновениях, аутентичных предметах и подлинных чувствах. На сегодняшний день ни в одном музее мира нет такого количества многофигурных композиций в скульптуре, как в «Поезде Победы». Но не только ими уникальна выставочная экспозиция – интересно также и ее мультимедийное сопровождение: задействовано 150 полноразмерных фигур, а также демонстрируются реальные предметы времен Великой Отечественной войны. Кроме того, используются более 50 видеопроекторов, 18 видеостен, более 140 различных мультимедийных поверхностей, 12 тач-столов, которые благодаря световым и звуковым эффектам воссоздают захватывающие воздушные бои и массированные танковые атаки, рисуют картины походной солдатской жизни и тихие воспоминания мирного довоенного времени. Все это делает экспозицию более проникновенной, а ощущения от увиденного – более острыми. Реалистичные скульптуры, фотографии и предметы одежды, мультимедийные поверхности — ко всему можно прикоснуться. На создание экспозиций ушло 800 килограммов пластилина и глины, а также 200 литров краски. В окнах вагонов будто действительно идут бои с немецкими захватчиками. «Картинкой» стали кадры архивной кинохроники и постановочные съёмки. Благодаря театральному свету и звуковым эффектам удалось полностью передать атмосферу тех времён. Железнодорожный состав ведёт нас по всем тропам войны.

Нет ни одной семьи в нашей стране, которую бы не коснулась война. Здесь каждый из нас может вспомнить всех тех, кто отдал свою жизнь во имя Великой Победы! Мы не должны забывать, какой ценой была завоёвана Победа. Уникальный проект. Спасибо организаторам за то, что они подарили возможность прикоснуться к истории.

Организаторами экспозиции выступают министерство науки и высшего образования РФ, ОАО «Российские железные дороги», информационным партнером проекта выступает РИА Новости.

Пять интересных фактов о «Поезде Победы»

На одну экскурсию по девяти вагонам отводится до 45 минут, и каждый второй посетитель отмечает, что этого времени крайне мало. Трудно с ними не согласиться, ведь только оригинального реквизита, который хочется детально рассмотреть, в поезде более 4 тысяч единиц – от перекидного календаря 1941 года и солдатских медальонов до настоящих стреляных гильз, найденных поисковиками на полях сражений. А еще хочется до конца разобраться и понять, кто все эти 150 человек, вернее, полноразмерных фигур людей, которые позволяют увидеть войну глазами участников тех событий.

Факт 1: У экскурсовода Лидии есть прототип

В поезде девять тематических и три технических вагона. При входе в первый каждый посетитель получает аудиогид. В наушниках звучит голос девушки Лидии, которая в годы войны работала паровозным машинистом. Экскурсия проводится от ее имени.

Вместо окон в музейном составе – экраны и проекторы, фоном звучат стук колес и рикошет от брони.

Лидия делится своими воспоминаниями о довоенной весне 1941 года, ужасах войны, победном мае 1945-го. Эмоциональный рассказ цепляет за живое: создается ощущение, что ты едешь в этом поезде вместе с Лидией и переживаешь вместе с ней.

В первом вагоне – довоенная жизнь: никто не знает, что скоро начнется война.

Как оказалось, у главной героини есть прототип. Это гомельчанка Елена Чухнюк – машинист паровозной колонны, возившей в годы Великой Отечественной войны воинские эшелоны с оружием и боеприпасами к линии фронта. В истории локомотивного депо Гомель Белорусской железной дороги она осталась единственной женщиной-машинистом паровоза.

Факт 2: Уникальный музей создали за три месяца

Железнодорожный состав из девяти вагонов с трехмерными панорамами, в которых царит атмосфера 1930-1940-х годов, поражает реалистичностью и большим количеством деталей. Здесь любой посетитель независимо от погруженности в тему может узнать для себя много нового. На это и рассчитывали создатели поезда – команда творческой мастерской «Невский баталист» совместно с медиагруппой «Красный квадрат».

По пути можно увидеть концлагерь, бронепоезд и даже железнодорожную баню.

По словам Николая Максименко, на создание проекта ушло три месяца, над воплощением идеи в жизнь работали 70 человек.

Каждый из девяти вагонов – отдельная страница истории Великой Отечественной.

«Это был госзаказ Минобрнауки России к 75-летию Великой Победы в рамках мероприятий Года памяти и славы. Значительное содействие оказали Российские железные дороги, сформировав специальный железнодорожный состав из тематических и технических вагонов. Кстати, поездная бригада сопровождает передвижную экспозицию на протяжении всего пути следования», – пояснил Максименко.

Факт 3. В музее есть возрастное ограничение 12+

Многих в этом проекте поражает показанная без прикрас реалистичность. Некоторые сцены и вовсе до мурашек. В одном из вагонов два фашиста пытают советского офицера, взятого в плен в Брестской крепости. Чтобы выбить из него признания и заставить подчиниться, в ход пускают пинцеты, скальпели, ножницы.

До 1945 года зритель добирается через окопы, сцены с допросами в гестапо и концлагерем.

Не меньший ужас вызывает гора обуви, снятой с людей перед отправкой в газовую камеру. Невозможно спокойно смотреть и на узников концлагеря, которым пришлось пройти через бесчеловечные эксперименты, пытки и голод.

Любой посетитель независимо от погруженности в тему может узнать для себя много нового.

«Экспозиция «Концлагерь» содержит сцены жестокости, физического и психического насилия, преступления против человечности, поэтому доступна только аудитории 12+, о чем и предупреждает табличка на входе в вагон», – уточняет Максименко.

Факт 4. С кого списана внешность героев поезда

В «Поезде Победы» множество сюжетных линий – маленьких историй, основанных на реальных воспоминаниях, дневниках и рассказах участников войны, а внешность многих пассажиров – собирательные образы. Особенно их много в начале железнодорожного состава – интеллигентный инженер, шумная компания военных, мама, заплетающая дочке косички, дедушка-рыбак, дающий наставления внуку.

Поезд-музей «оживляют» 150 героев, практически для каждого придумана своя особая история.

В экспонатах узнаются и реальные люди – микробиолог Зинаида Ермолова, разработавшая первый советский пенициллин, сдавшийся в плен под Сталинградом Фридрих Паулюс, генералы Константин Рокоссовский и Василий Казаков.

«Невский баталист» тем и цепляет, что всегда в своих проектах обращается к реальным фото и героям. Так, в последнем вагоне компания фронтовиков фотографируется на память. Один из персонажей – тот, что взмахнул рукой, полностью воссоздан с фото 1945 года. На его груди несколько медалей и Георгиевский крест», – приводит пример администратор поезда.

В фотографе же, снимающем солдат и офицеров, узнается руководитель «Невского баталиста» Дмитрий Поштаренко. Почему бы и нет, имеет право.

Факт 5. Экскурсии будут бесплатными всегда

По крайней мере, такой была изначально идея проекта – не брать за вход в музей на колесах деньги и дать возможность максимальному количеству людей прикоснуться к истории на «расстоянии вытянутой руки». За два года поезд побывал в сотнях больших и малых городов.

«Я сходу не назову количество мест, где мы уже были. Кажется, вечность провели в пути. В прошлом году поезд доехал до Владивостока, в мае этого года останавливались в Архангельске и Мурманске», – говорит Максименко.

Впервые «Поезд Победы» побывал в Беларуси в 2021-м и сделал остановку в восьми городах. В этот раз остановок стало 17.

По словам собеседника, работникам передвижного музея толком не удается посмотреть города, разве что изучить окрестности вокзалов. Но на общение с посетителями времени хватает. Именно они предложили дополнить поезд вагоном, посвященным партизанскому движению. Эта тема уже в работе.

Аудиогид составлен настолько качественно,  что по существу посетители вопросы почти не задают.


Информацию и фотоматериалы подготовили Шведова М.А., Сало В.А.

Перейти к верхней панели