«Успех приходит к тому, кто делает то, что любит…»
М. Форбс
Задача совершенствования профессиональной подготовки специалистов, заключающаяся в формировании у студентов мотивации к профессиональной деятельности, являющейся необходимым условием её эффективности и успешности, является одной из самых важных для педагогического коллектива любого учебного заведения.
Для исследования особенностей и уровня мотивации учебной деятельности студентов, в январе было проведено анкетирование среди студентов ГБПОУ ЖХСТ. Тестирование осуществлялось в группах первого курса. Общее количество выборки составило 158 человек.
Практически всем студентам, принявшим участие в исследовании, мешает учиться лень и неорганизованность.
Необходимо отметить, что не все студенты удовлетворены своим профессиональным выбором.
Одной из причин нежелания учиться является неумение преодолевать трудности познавательной деятельности. Обучающиеся сталкиваются со сложным материалом и часто испытывают затруднения в его освоении. Подходящее решение может быть связано с применением индивидуального подхода к каждому студенту и помощи в преодолении трудностей.
Другой причиной являются отвлекающие факторы, присутствующие в подростковой жизни. Часто многозадачность и постоянные отвлечения препятствуют сосредоточению на учебе. В таких случаях необходимо создать комфортные условия для обучения, исключить шум и отвлекающие элементы, чтобы ребята имели возможность сосредоточиться на учебном процессе.
Отсутствие мотивации. Часто причина лени у подростка – это непонимание, для чего нужны занятия. Объяснять, для чего конкретно пригодятся данные знания, как это повлияет на его будущее.
Психологический дискомфорт. Не менее важным фактором является отношение преподавателей и родителей к обучению. Авторитарный подход и постоянное давление на успех могут вызывать отрицательное отношение к техникуму у обучающихся. Вместо этого, преподавателям ВАЖНО быть эмпатичными и поддерживающими, создавать доверительную атмосферу и стимулировать интерес к учению.
Однообразие учебной жизни и учебного процесса также может негативно сказываться на мотивации учения. Для борьбы с этой проблемой важно внедрить новые методики обучения, использовать интерактивные уроки, которые подразумевают постоянное взаимодействие педагога с обучающимися, обучающихся друг с другом или обучающихся с образовательной средой. В интерактивном обучении происходит взаимный обмен информацией, а действия разных участников образовательного процесса влияют друг на друга, и другие формы активной работы с материалом.
Наконец, ребята должны видеть ценность учебы и стремиться достичь успеха. Важно подчеркнуть практическую значимость знаний и дать возможность применять их на практике.
Основы мотивации учебной деятельности
- Ощущение успешности
- Ощущение свободы выбора
- Ощущение самостоятельности процесса поиска знаний
Пусть учебный процесс приносит радость и удовлетворение!