Необходимо предъявлять к ребенку твердые, непререкаемые требования общества, вооружать нормами поведения, чтобы он знал, что можно и чего нельзя, что похвально и что наказуемо А. С. Макаренко
Огромное большинство окружающих нас людей живут нормальной жизнью. Они работают, учатся, отдыхают, ходят в театр, ездят за город, чтобы полюбоваться природой, любят своих близких и друзей, заботятся друг о друге, помогают друг другу. Их действия подчинены нормам, принятым в нашем обществе. Но иногда это нормальное взаимодействие людей с окружающей средой нарушается и очень часто это происходит в детском или подростковом возрасте. В психологическом словаре понятие «отклоняющееся поведение» определяется как система поступков, противоречащих принятым в обществе правовым и нравственным нормам. Девиантное поведение — отклонение от принятых в обществе норм. В объем этого понятия включается как деликвентное, так и другие виды нарушения поведения (от ранней алкоголизации до суицида). Деликвентное поведение — цепь проступков, провинностей, мелких правонарушений, отличающихся от уголовно наказуемых, серьёзных правонарушений и преступлений. Факт отклоняющегося поведения подростков есть реальность, с которой практически каждый день сталкиваются педагоги, родители. Актуален как никогда стал комплекс проблем воспитания детей с асоциальным поведением, изучение его структуры и динамики, определение путей и средств своевременной коррекции проявлений девиантности, агрессии и других негативных качеств.
Профилактическая работа по предупреждению безнадзорности, преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних в техникуме ведётся согласно Закону РФ № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», федеральному закону от 24.07.1998 N 124-ФЗ (ред. от 03.12.2011) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.09.2012), закону «Об образовании в РФ» № 273, Конвенции о правах ребёнка, на основании локальных актов ОУ, плана работы социального педагога. Основной целью организации этой работы является взаимодействия со структурами профилактики в решении проблем несовершеннолетнего, обеспечение целенаправленного педагогического, психологического, правового влияния на поведение и деятельность подростков.
Для продуктивной профилактической работы с детьми в техникуме организовано сотрудничество с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений. Ежегодно в начале учебного года ОУ составляет совместный план работы с ПДН по выявлению несовершеннолетних, совершивших правонарушения, а так же находящихся в социально — опасном положении, не посещающих занятия в техникуме или систематически пропускающих занятия по неуважительным причинам. Социально-педагогическая работа по профилактике девиантного поведения студентов ведется в соответствии с общетехникумовским планом работы, планами классных руководителей, социального педагога, психолога. Согласно Закону РФ № 120 «Об основах системы профилактики правонарушений, бродяжничества и беспризорности» и в соответствии с индивидуальными планами с обучающимся девиантного поведения, проводится работа по следующим направлениям: создание банка данных на обучающегося; изучение особенностей семьи обучающегося, плановые и контрольные посещения семьи (составление актов обследования) и профилактические беседы; систематический контроль за посещаемостью и успеваемостью обучающегося; обеспечение учебниками, беседы с учителями-предметниками с целью выяснения уровня подготовки обучающихся к знаниям, оказание помощи в ликвидации пробелов в знаниях; индивидуальные беседы с обучающимся; вовлечение в кружки, секции, общественно-полезную деятельность, участие в мероприятиях, контроль за проведением досуга и свободного времени; приглашение на Совет профилактики по предупреждению правонарушений, а также профилактическая работа совместно с субъектами профилактики; организация летней и каникулярной занятости (путёвки в загородные лагеря и лагеря санаторно-курортного типа; профилактика вредных привычек через различные акции, классные часы. Для осуществления профилактической работы с подростком составляется индивидуально-профилактический план, по которому ведётся целенаправленная работа. Он включает в себя: беседы о поведении и успеваемости, контроль над посещаемостью и готовностью к учебным занятиям, вовлечение в кружковую работу и во внеурочную деятельность. Основная нагрузка в работе с данным подростком ложится на классного руководителя, социального педагога, инспектора ОДН, которые ведут постоянную индивидуальную работу, рейды, профилактические воспитательные мероприятия.
Особого внимания требуют вопросы усиления ответственности родителей за воспитание и обучение их несовершеннолетних детей, совершенствования законодательства в области защиты прав несовершеннолетних, использования современных технологий работы с семьей. Государство располагает разнообразными средствами реализации политики предупреждения преступности несовершеннолетних. К их числу могут быть отнесены: социальная профилактика, правовое сдерживание, криминологическая профилактика, виктимологическая профилактика, правовое предупреждение и др. Достижение желаемого эффекта в профилактике правонарушений и рецидивной преступности, несовершеннолетних возможно лишь при условии привлечения к воспитательной работе с ними всех субъектов профилактики.
На фото мероприятия по профилактике девиантного поведения студентов 1 курса Ерошенко Юрия, Олесенко Николая, Исакова Даниила с привлечением субъектов профилактики: и.о.начальника ОДН ОМВД России по г. Железноводску майора полиции Мухиной Т.А.; инспектора ОДН ОМВД России по г. Железноводску капитана полиции Попова Ф.З.; заместителя руководителя отдела по социальным вопросам, опеке и попечительству администрации города-курорта Железноводска Седуевой Л.Д., главного специалиста отдела по социальным вопросам, опеке и попечительству администрации города-курорта Железноводска отдела по социальным вопросам, опеке и попечительству администрации города-курорта Железноводска Харыбиной А.И., главного специалиста отдела по социальным вопросам, опеке и попечительству администрации города-курорта Железноводска Топольницкой И.А.
Материал и фото подготовлен социальным педагогом Шведовой М.А.