В начале полугодия с ребятами был проведен диагностический опросник «Одиночество», назначение теста: диагностика глубины переживания одиночества. Одиночество свойственно подростковому возрасту, именно в этом возрасте происходит переход на новое самосознание: у ребенка развивается эмоциональная и познавательная сфера, он начинает понимать себя, свою уникальность и свое место в этом мире, происходит обогащение внутреннего мира подростка. В этом — положительное влияние чувства одиночества на подростка, однако иногда одиночество приводит к депрессиям, негативным последствиям.
Как же педагоги и родители могут помочь подростку справиться с негативными последствиями одиночества и не переступить опасную черту? Как вести себя, если ребенок часто хочет побыть в одиночестве, закрывается в своей комнате или пропадает целыми днями на улице?
Чувство одиночества возникает у ребенка от осознания своей уникальности и обособленности — это нормально, но одиночество может порождать недостаток общения, любви и тепла, отсутствие интересов в мире, связей с людьми. Такие подростки считают, что у них нет в этом мире человека, которому бы они могли доверять, испытывают недостаток общения или недовольны общением со сверстниками. При этом они могут просто замкнуться в себе и, испытывая потребность в общении, избегать его и не предпринимать активных шагов в поиске друзей по интересам.
При этом нужно понимать, что у подростка есть не только потребность в общении, но и, как у любого взрослого, потребность в уединении, когда ребенок хочет подумать о себе, об изменениях, которые с ним происходят, о своих отношениях с внешним миром. Тревожным может быть только преобладание потребности в уединении и размышлении над потребностью в общении.
Как помочь подростку?
Итак, чтобы помочь подростку справиться с чувством одиночества, необходимо:
- Проявить понимание, не обесценивать его боль.
- Стараться поддерживать конструктивный диалог, чтобы подросток смог разобраться, каких людей он хочет видеть в своей жизни, зачем они ему нужны, где их можно встретить.
- Обратиться к взрослым (для детей)/ специалисту (для взрослых) с любым запросом, который подтолкнет подростка к размышлению о себе и своих предпочтениях.
- Аккуратное ненавязчивое знакомство с ребятами, которые, на ваш взгляд, могут иметь с подростком общие интересы.
- Не драматизировать ситуацию. Испытывать чувство одиночества нормально для человека, у которого еще не сформирована самооценка и завышены требования к окружающим.
- Кураторам в группах нужно учить детей общению, эмпатии, самооценке, формировать общие и коллективные интересы, работать над сплочением классного коллектива, проводить групповые поездки и т.п.