16.10.2023 г. было проведено тренинговое занятие с группой №35 на котором ребята учились говорить «НЕТ» вредным привычкам.
Цель: Развить навыки уверенного отказа от предложения психоактивных веществ.
Задачи:
· Обсудить ситуации, когда подростков принуждают курить, употреблять алкоголь или психоактивные вещества.
· Познакомить с различными способами уверенного отказа.
· Тренировать способы отказа от ПАВ.
Ход занятий
Энергизатор « Я люблю себя за то, что…». Ребята учились замечать в себе положительные качества, что оказалось для них непростой задачей.
Мозговой штурм.
Участникам было предложено привести примеры, когда их просили или принуждали закурить, выпить, попробовать психоактивные вещества.
Были заданы вопросы:
1. Кто предлагал ( взрослые, сверстники, знакомые, незнакомые люди)?
2. Какую цель преследовал предлагающий?
3. Удалось ли отказаться?
4. Кому труднее всего отказывать в просьбе?
5. Чьему давлению тяжелее сопротивляться?
Выслушали ответы.
Человек может оказаться в сложной жизненной ситуации или переживать неприятные чувства, потому что не смог противостоять давлению окружающих, особенно, если это были старшие по возрасту или авторитетные люди.
Были названы причины, по которым бывает трудно отказывать в просьбе или не делать того, чего не хочется.
А именно: не хотят оказаться изгоем, быть высмеянным, бояться обидеть, казаться грубым, быть не таким как все и др.
« Правила уверенного отказа».
Эти правила вместе с участниками оговаривали и обсуждали.
- если хотите в чем – либо отказать человеку, четко и однозначно скажите ему
« НЕТ». Объясните причину отказа, но не извиняйтесь слишком долго.
2. отвечайте без паузы – так быстро, как только это вообще возможно.
3. настаивайте на том, чтобы с вами говорили честно и откровенно.
4. попросите объяснить, почему вас просят сделать то, чего вы делать не хотите.
5. смотрите на человека, с которым говорите. Наблюдайте, есть ли в его поведении какие – либо признаки неуверенности к себе. Следите за его позой, жестами, мимикой ( дрожащие руки, бегающие глаза, дрожащий голос и т.д.).
6. не оскорбляйте и не будьте агрессивными.
Была проведена работа в группах.
Объединили участников в группы по 2 человека. Раздали каждой паре карточки с ситуацией «просьба».
Ребята читали ситуации, и использовали один из способов отказа, разыгрывали сценки, в которых герой отказывается выполнить просьбу. При подготовке сценки они использовали « Правила уверенного отказа».
Ребята сделали вывод, что знание и умение применять приемы уверенного отказа помогают человеку не поддаваться давлению и оставаться в безопасности, не обижая других.
Вывод:
Существует много эффективных способов говорить « НЕТ».