В начале самостоятельной жизни дети-сироты, лишенные возможности общения с близкими людьми и не имеющие опыта эмпатийного общения, жившие в регламентированной системе, сталкиваются со специфическими трудностями. Например, им сложно строить отношения с людьми, трудности у них вызывают и чувство ответственности, он боятся ее брать, еще сложнее им следить за своим здоровьем и за финансами. Все выше перечисленное дает человеку семья, и наша задача научить его этим на наш взгляд бытовым и повседневным вещам. Воспитанники с нетерпением ждут момента, когда им предстоит покинуть детский дом или школу-интернат. Однако после того, как они покидают учреждения, у них начинаются проблемы такие как:
— безразличие к своему будущему (они нигде, ни работают и не учатся);
— потеря жилья и денег, имеющихся на личном счете (часто ребята становятся жертвой мошенничества);
— искушение алкоголем и наркотиками;
— отсутствие эталона подражания (не на кого ориентироваться, строя свой образ);
— недостаточная информированность, незнание возможностей профессионального старта (прав, способов освоения профессии, самих профессий);
— правонарушения.
Находясь на государственном обеспечении, ребенок получает все блага без особых усилий, поэтому выпускники сиротских учреждений испытывают большие трудности при необходимости самостоятельно решать вопросы, которые до этого момента не осознавались или казались неважными. Дети из учреждений интернатного типа затрудняются в рефлексии на эмоциональное состояние другого человека, в чтении чужих эмоций. Неправильно формирующийся опыт общения приводит к тому, что ребенок занимает по отношению к другим негативную позицию.
Трудовые навыки выпускников ограничиваются набором элементарных умений заправка кровати, уборка помещения, штопка носков, чистка зубов. Они не имеют опыта обращения с деньгами и не знают, как распоряжаться даже малыми средствами. В любой ситуации общения они способны критично и резко высказать все, что думают о людях, обстановке, самой ситуации, даже небольшие недоразумения могут стремиться разрешить с помощью драки и агрессивных выпадов. Уровень ответственности выпускников необычно низок. У них нет малых и дальних целей, прожить день. Часто они могут проспать и не пойти на учебу, а затем просто просидеть в общежитии, так как не знают, как им дальше быть. Такое упрощенное восприятие жизни им удобно и привычно. Проблемы социальной адаптации и успешной интеграции выпускников закрытых государственных учреждений существовало с самого начала их создания.
Специалистами социальной службы техникума ведется работа по постинтернатному сопровождению детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Выделены следующие основные направления социальной адаптации воспитанников интернатных учреждений: – социально-трудовая; – индивидуально-личностная; – социально-бытовая; – семейная адаптация.
В содержание социально-трудовой адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включены следующие компоненты: – создание условий для профессионального самоопределения; – формирование навыков к обучению; – профессиональная ориентация; – приобретение опыта производственных отношений.
Индивидуально-личностная адаптация включает: – формирование самосознания у детей; – формирование коммуникативных навыков (навыков общения, умения слушать, стратегий поведения в конфликтных ситуациях); – развитие эмоциональной сферы (осознание проявления эмоций, поиск путей их выражения в социально приемлемой форме).
Социально-бытовая адаптация подразумевает формирование у детей-сирот конкретных знаний и навыков, необходимых в самостоятельной жизни (навыки ухода за собой, ведения домашнего хозяйства и т. д.).
Осуществляя патронаж детей-сирот, находящихся на постинтернатном сопровождении, специалист по социальной работе проводит беседы, практические занятия по самым разнообразным темам. Сюда входят вопросы по взаимоотношению полов в семье, по распределению ролей мужчины и женщины, по ведению домашнего хозяйства, по повышению родительском компетенции, т.к. многие уже имеют малолетних детей, или готовятся стать мамой. Социальный педагог повышает уровень ориентированности детей-сирот в основных вопросах их прав и льгот, психолог формирует навыки и умения управлять своим эмоциональным состоянием, вырабатывать определенную жизненную позицию. С этой целью, проводятся тренинги и упражнения различного вида, в том числе творческие задания, ситуативные беседы, в процессе которых дети-сироты раскрывают свои способности, знания и умения.
Для успешной социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей специалистами проводится работа в рамках межведомственного взаимодействия с привлечением всех субъектов, в рамках решения проблем детей-сирот.
Так 12 октября для решения проблем адаптации, мотивации на обучение несовершеннолетнего ребенка-сироты были приглашены директор ГКУ «Детский Дом № 1 «Колосок» Гетманская Елена Анатольевна и Чубанова Джейран Ахмедовна руководитель Службы постинтернатного сопровождения, ГКУ «Детский дом N 1 «Колосок».
Социальный педагог Шведова М.А.