Воспитание достигло своей цели,
когда человек обладает силой и волей
самого себя образовывать и знает
способ и средства, как это осуществить.
А.Дистервег
Несмотря на то, что неоднократно проводятся беседы по предупреждению различных видов травматизма, количество травм не уменьшается. В чем же причина? Как сделать так, чтобы студенты знали наиболее опасные места и сами следили за своей безопасностью. Известно, что любая травма у ребенка – это стресс (та же травма!) для его родителей. Травмой (греч. trauma — повреждение, ранение) называют нарушение анатомической целостности или физиологических функций тканей или органов человека, вызванное внезапным внешним воздействием.
В возрастном аспекте наиболее «травмируемым» является возраст от 6 до 17 лет, что связано с повышенной эмоциональностью и недостаточно развитой способностью к самоконтролю. Наибольшее количество травм падает на критические возрастные периоды (3, 7, 11–16 лет), когда дети становятся капризными, раздражительными, часто вступают в конфликт с окружающими, у них возникает отрицательное отношение к ранее выполняемым требованиям, доходящее до упрямства и негативизма.
Основные психологические причины травматизма (поведение самого ребенка, получившего травму). Способы их устранения.
Причинами травм могут являться нарушения правил и инструкций по безопасности, нежелание выполнять требования безопасности, неспособность их выполнить. В основе этих причин травматизма лежат психологические причины.
Психологические причины возникновения опасных ситуаций можно подразделить на несколько типов.
- Нарушение мотивационной части действий человека, которое проявляется в нежелании действия, обеспечивающего безопасность. Эти нарушения возникают, если человек недооценивает опасность, склонен к риску, критически относится к техническим рекомендациям, обеспечивающим безопасность. Причины этих нарушений действуют, как правило, в течение длительного времени или постоянно, если не принять специальных мер для их устранения.
- Нарушения мотивационной части действий могут иметь временный характер, связанный, например, с состоянием депрессии.
- Нарушение ориентировочной части действий человека, которое проявляется в незнании норм и способов обеспечения безопасности, правил эксплуатации оборудования.
- Нарушение исполнительской части действий человека, которое проявляется в невыполнении правил и инструкций по безопасности из-за несоответствия психофизических возможностей человека (недостаточная координация движения и скорость двигательных реакций, плохое зрение, несоответствие роста габаритам оборудования и т. д.) требованиям данной работы.
Такое подразделение психофизиологических (психофизических) причин позволяет наметить основные способы их устранения.
Для устранения причин мотивационной части необходимо осуществлять пропаганду, воспитание и образование в области безопасности.
Для устранения причин ориентировочной части — обучение, выработку навыков и приемов безопасных действий.
В немалой степени психологической причиной повышенного травматизма является то обстоятельство, что в молодом возрасте люди склонны к недооценке опасности, повышенному риску, необдуманным поступкам.
Однако, несмотря на разнообразие психологических причин, следует акцентировать внимание на причинах осознанного нарушения правил безопасности.
- Экономия сил — свойственное человеку желание достигать цели с наименьшей затратой сил, энергии.
- Экономия времени — стремление быстрее выполнить порученную работу, а сэкономленное время использовать в личных целях.
- Безнаказанность (экономическая и административная) нарушений требований и правил безопасности со стороны руководства.
- Безнаказанность (физическая и социальная) — отсутствие у ребенка травм в течение длительного времени и осуждения нарушений правил безопасности со стороны остальных членов трудового коллектива приводит к осознанному пренебрежительному отношению к опасности.
- Самоутверждение в глазах окружающих, желание нравиться им заставляют человека пренебрегать опасностью и даже бравировать этим. Такие расхожие фразы, как «риск — благородное дело», «кто не рискует, тот не живет», «кто не рискует, тот не пьет шампанского» способствуют пренебрежительному отношению к опасностям.
- Стремление следовать групповым интересам и нормам. Это происходит, если в классном коллективе нарушение правил безопасности поощряется.
- Ориентация на идеалы, причем идеалами могут быть и нарушители требований безопасности.
- Привычка работать с нарушениями, которая может быть приобретена человеком вне школы.
- Самоутверждение в собственных глазах, как правило, характерно для неуверенных в себе людей.
- Переоценка собственного опыта приводит к тому, что человек пренебрегает правилами безопасности в надежде, что опыт поможет ему быстро принять меры для предотвращения аварии и несчастного случая, покинуть опасную зону.
- Стрессовые состояния человека заставляют его умышленно делать рискованные действия, которые, как он считает, помогут снять стресс. Человеком в такие моменты в большей степени движут эмоции, а не разум.
- Склонность к риску, потребность риска характерна психологической структуре некоторых людей. Они испытывают удовольствие от чувства риска.
Студенты должны знать об этих причинах и понимать, что ничего нового и необычного они не делают, если вдруг решат рискнуть и нарушить правила безопасного поведения, что все их, как им кажется, необычные поступки давно описаны и даже классифицированы в научной литературе.
Во всем мире отмечался Международный день толерантности. Именно в этот день в 1995 году ЮНЕСКО была принята Декларация принципов толерантности. Сначала — немного филологии. В латинском языке существовало два глагола со значением «терпеть»: pati и tolerare. Первый из них обозначал «терпеть» по отношению к телу (например, физические нагрузки), второй – «терпеть» по отношению к душе. Образованное от глагола tolerare существительное tolerantia обозначало, соответственно, «терпимость».
Что же такое толерантность? Что означает быть толерантным? Вернемся к Декларации принципов толерантности. В пункте 1 статьи 1 этого документа говорится: « Толерантность – уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности». Итак, толерантность – признание ценности других, не приносящее ущерба собственной личности, проявляется в сдерживании негативных реакций (эмоциональных, вербальных, невербальных), с одной стороны, с другой – устойчивость его положительного отношения к данному объекту, ведущая к их сотрудничеству (мирному сосуществованию).
Еще одна цитата из пункта 4 статьи 1 Декларации принципов толерантности: «Проявление толерантности, которое созвучно уважению прав человека, не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих убеждений или уступки чужим».
Итак, понятие толерантности складывается из трех составляющих: 1.терпимость; 2. устойчивость в рамках нравственности, морали и права; 3.активная позиция субъекта.
Таким образом, терпимость, как мы видим из этой схемы, является лишь составляющей толерантности. У каждого явления есть свои истоки. Толерантность – не исключение. Биологические корни толерантности заключаются в устойчивости организма к воздействию чужеродных тел. Психологические корни – это сила и скорость отражения каких-либо воздействий. Социальные корни кроются в сознательном и терпимом восприятии чего-либо другого. Следует отметить, что социальному присущи все признаки биологического и психологического.
Философ Лекторский выделяет 4 прочтения толерантности:
1. безразличие – привитие равнодушного отношения к другой точке зрения и мнениям;
2. невозможность взаимопонимания – просто уважение (не принять не можем, но и принять тоже не можем);
3. снисхождение – подразумевает более привилегированное самосознание человека;
4. уважение к чужой позиции в сочетании с установкой на взаимоизменение в результате критического диалога.
Вместо заключения…
Давайте будем помнить, что толерантность – это не только терпимость, что бывают ситуации, когда просто НЕЛЬЗЯ быть терпимыми. Не будем забывать о том, что нас окружают очень разные люди. И каждый хочет, чтобы его поняли, считались с его мнением, принимали таким, какой он есть.
Материал подготовлен социальным педагогом и классным руководителем группы 7 и 24 М. А. Шведовой совместно с мастерами производственного обучения
Ярковой Н.В., Черновым С.И. и Храмцовым А.С.