В настоящий период развития общества возрастает значение личности, готовой к самостоятельной жизни. Рыночная экономика не только создает благоприятные условия свободного действия каждого человека, но и предъявляет к нему жёсткие требования — умение самостоятельно выбирать, и отвечать за последствия сделанного выбора (то есть быть готовым к непредсказуемым ситуациям).
Подготовка подростка к осознанному профессиональному выбору становится жизненно необходимой. Стадия выбора должна завершиться формированием реалистического и достаточно четкого представления о той профессиональной общности, в которую подрастающий человек в будущем будет включен.
Профориентация — это научно обоснованная система подготовки молодежи к свободному, осознанному и самостоятельному выбору профессии, призванная учитывать как индивидуальные особенности каждой личности (склонности, интересы, способности), так и необходимость полноценного распределения трудовых ресурсов в интересах общества.
Опыт профориентационной работы в нашем техникуме в течение нескольких лет показал, что многие учащиеся девятых классов часто не готовы сделать осознанный выбор будущей профессии, определить для себя образовательный маршрут. Часто выбор профессии в этом возрасте отличается неосознанностью, профессиональные планы не реалистичны. В этот период интересы и склонности не устойчивы, сказывается влияние сверстников, родителей, что, как правило, порождает ошибки в выборе профессии. Большинство школьников не достаточно знают о конкретных особенностях той или иной профессии. Не всегда учитывают свои профессиональные склонности, соответствие требованиям той или иной сферы профессиональной деятельности (наличие психофизиологических возможностей, профессионально значимых качеств, развитости интеллектуального потенциала). Многие выбирают престижное образование, а не профессию, и часто по окончанию обучения не знают, кем можно идти работать и не могут найти себя в профессии.
По данным опроса, проведенного среди студентов первокурсников ГБПОУ ЖХСТ в 2018-2019 учебном году, они могут назвать в среднем лишь 15–20 профессий, актуальных сегодня. Это говорит о том, что у подростков нет полного и точного представления о потребностях современного рынка труда.
Изучение мотивов выбора профессии и техникума первокурсниками показало, что значительную роль в этом играют встречи с представителями нашего учебного заведения — 22%; 34% студентов выбирали профессию под влиянием друга, который более самостоятелен или имеет авторитет у подростка, 13% — по совету родителей. Еще 6% руководствовались малозначительными факторами, например, близостью учебного заведения к дому. И только 25% подростков выбирали профессию, ориентируясь на содержание деятельности. Профессиональные намерения данной категории студентов оказываются более устойчивыми, а овладение профессией проходит быстрее и эффективнее, если главной причиной выбора является ориентация на содержание предстоящей деятельности.
Чтобы помочь девятиклассникам с выбором будущей профессии и с выбором учебного заведения 24 января 2020 года педагог-организатор техникума Ликова О.А. посетила собрание выпускников 9-х классов и их родителей в МБОУ ЮРЛК им.А.Ф.Дьякова в п. Иноземцево. Ольга Александровна подробна рассказала о деятельности техникума, о реализуемых в нем профессиях и специальностях, ответила на все вопросы. Всем присутствующим в зале был показан ролик о нашем учебном заведении, были розданы рекламные листы.
В заключении своего выступления Ольга Александровна сказала о том, что сегодня в России, как никогда, востребованы рабочие профессии: создаются хорошие условия труда, предоставляется возможность дополнительного образования и повышения квалификации, сделать профессиональную карьеру. А путь к профессиональному становлению и мастерству может начаться в нашем техникуме.