Коррупция — это явление международного масштаба, для борьбы с которым государства объединяют свои усилия. Результат борьбы с коррупцией зависит от совместных усилий государства и общества. Важной составляющей в формировании антикоррупционного мировоззрения молодёжи является использование потенциала воспитательной работы в учебных заведениях.
Задачи антикоррупционного воспитания:
- дать общее представление о сущности коррупции, её формах, особенностях проявления в различных сферах жизни общества, причинах и социально опасных последствиях этого явления;
- сформировать навыки адекватного анализа и личностной оценки данного социального явления;
- формировать у учащихся нетерпимость к проявлениям коррупции;
- продемонстрировать возможности борьбы с коррупцией.
Основой антикоррупционного воспитания в учебном заведении является формирование гражданского сознания у учащихся. Предметы гуманитарного цикла: история, право, обществознание, литература способствуют этому процессу. В рамках уроков истории и обществознания рассматриваются проблемы возникновения коррупции в российском государстве и методы борьбы с ней. На уроках права учащиеся знакомятся с правовыми аспектами в борьбе с коррупцией. На уроках литературы изучают произведения, высмеивающие взяточников и казнокрадов.
Также формированию гражданского сознания способствуют внеклассные мероприятия. Например, классные часы:
- «По законам справедливости».
- «Как решить проблему коррупции».
- «Закон и необходимость его соблюдения».
- «Зачем нужна дисциплина? Преимущества соблюдения законов».
Интересной для учащихся формой антикоррупционного воспитания являются конкурсы плакатов:
- «Нет! Коррупции!».
- «Борьба со взяточничеством».
В результате совместной работы классных руководителей и преподавателей гуманитарного цикла возможно сформировать личность, которая будет наделена знаниями об опасности, которую представляет собой коррупция для благосостояния общества и безопасности государства. Личность, которая готова будет сказать коррупции «Нет!».
В целях антикоррупционного воспитания в группе 11 на уроке литературы было написано сочинение на тему «Мой взгляд на коррупцию». Вот такие ответы были получены от студентов. У детей есть понимание того, что борьба с коррупцией касается каждого.
— Каковы же причины коррупции? Я считаю, что это — жадность, аморальность российских чиновников и бизнесменов, несовершенство законов, низкая заработная плата, низкий уровень правовой культуры и законопослушания. (Паршин Д.)
— Можно ли бороться с этим злом? Можно, нужно и должно! Что необходимо сделать для этого? Моё мнение таково. В первую очередь должна быть информационная открытость и прозрачность деятельности государственной власти. Необходимо создать различные структуры контроля за работой чиновников или уменьшить их количество. (Вараксин Н.)
— Необходимо уличать сотрудников государственных органов во взяточничестве, чтобы все люди поняли, что надо прекратить давать взятки! (Андрус А.)
— Представители власти должны по настоящему заботиться о своей такой красивой и большой стране, о своем собственном народе, чтобы все мы смогли хорошо и спокойно жить, уважая свою страну, гордясь и дорожа ею. Но это зависит не только от государства, но и от каждого человека. Давайте жить честно! Тогда коррупция перестанет существовать. (Аветисян М.)