Становление и развитие среднего профессионального образования в Ставропольском крае

Потребности экономического развития Северного Кавказа обусловили формирование в конце XIX в. системы профессионального образования. Эти же потребности определили содержание подготовки: сельскохозяйственное, промышленное, торговое. Обучение сельскому хозяйству осуществлялось главным образом в начальных школах, общеобразовательные программы которых дополнялись занятиями по основам полеводства, виноградарства, садоводства, пчеловодства, шелководства и т. п.

В губернском центре — г. Ставрополе — в 1811-м г. появилось первое уездное училище, на базе которого 18 октября 1837 года была учреждена мужская гимназия.

И вот 18 июня 1872 года «В г. Ставрополе на жертвуемые тамошним городским обществом средства учреждается ремесленное училище под наименованием «Михайловское», в память посещения г. Ставрополя Его Императорским Высочеством Великим Князем-Наместником». Открытие Михайловского ремесленного училища состоялось 6 декабря 1872 года. Проходило оно очень торжественно, пришло много простых горожан, в том числе и из среды ремесленников. Это было первое на Северном Кавказе ремесленное училище на 53 места.

Учебный курс училища в соответствии с поставленной целью был рассчитан на три года. Малоуспевающие ученики могли быть оставлены в училище на более продолжительное время, но не более двух лет на каждом курсе. Весь учебный курс в Михайловском ремесленном училище состоял из классного преподавания и практических ремесленных занятий. При этом на практические занятия отводилось не менее четырех часов ежедневно, а на классные не более двух часов.

В Ставропольском ремесленном училище преподавались следующие предметы: Закон Божий, грамматика русского языка, арифметика (прежде всего с практической стороны), элементарная геометрия в приложении к черчению и различным мастерством, черчение и рисование. В конце каждого курса учащиеся подвергались экзамену по общим предметам и ремеслу. По окончании трех курсов выпускники получали звание подмастерья.

В 1914 году на Кавказе не было мужского высшего учебного заведения ни общеобразовательного, ни специального. Для получения высшего образования местная молодежь, оканчивающая средние учебные заведения, должна была уезжать учиться в другие города империи.

Согласно данным Министерства народного просвещения к 1914 году на Кавказе существовало 4 типа ремесленных учебных заведений для подготовки ремесленников – мастеровых и мастеров: ремесленные училища, ремесленные школы, учебные мастерские, ремесленные отделения. «В двух первых типах школ курс обучения обыкновенно трехлетний, в двух последних – четырехлетний. Общеобразовательным предметам отводится больше времени в ремесленных училищах, в школах ремесленных учеников несколько меньше, еще меньше в низших ремесленных школах, а в учебных мастерских и ремесленных отделениях общеобразовательные предметы обыкновенно не преподаются. Таким образом, общее развитие оканчивающих курс не одинаково во всех этих типах учебных заведений. Само собой разумеется, что с уменьшением числа часов по общеобразовательным предметам, увеличивается число занятий по ремеслу. В низших ремесленных школах четвертый год полностью посвящается практическим работам по ремеслу. Что касается учебных мастерских и ремесленных отделений, то для них прочно установленного учебного плана нет, во всяком случае, число часов классных и графических занятий меньше, чем в низших ремесленных школах».

Таким образом, число ремесленных учебных заведений Министерства народного просвещения Кавказского учебного округа (с полной учебной программой) составляло:

1)       ремесленных училищ – 5;

2)       школ ремесленных учеников – 3;

3)       низших ремесленных школ – 15;

4)       учебных мастерских – 1;

5)       ремесленных отделений – 7.

Такое низкое число учебных заведений, сравнительно с потребностью региона, связано с тем, что самостоятельные ремесленные учебные заведения требуют очень больших единовременных затрат и значительных ежегодных ассигнований. На Ставрополье к 1915 году существовало всего две ремесленные школы в Медвеженском и Свято-Крестовском уездах.

Так, на Ставрополье к 1915 году при уездных училищах существовало 8 классов ремесленного труда, 6 ремесленных классов, 2 ремесленных отделения, 2 сельскохозяйственных класса специализирующихся на животноводстве, а также 20 рукодельных классов. Причем большинство классов специализировалось на картонаже, изготовление учебных пособий из папье-маше или корзиноплетении, и всего два учебных заведения специализировались на столярном ремесле, одно на сапожном деле и одно на лепке, выжигании и металлопластике .

Учащиеся этих учебных заведений проходили курсы ремесел и агрономических занятий в более краткой форме, чем учащиеся соответствующих специальных школ, но для сторонних лиц, т.е. для практикантов, не обучающихся в специальных учебных заведениях, а посвящающих специальным занятиям целые дни, отделения являлись настоящей, полной ремесленной школой.

Проанализировав состояние системы профессионального образования на Ставрополье в конце XIX – начале XX веков можно сделать вывод о том, что в направлениях развития системы профессионального образования достаточно ярко отразилась специфика региона в целом. Так, к началу XX века Ставропольская губерния продолжала оставаться сельскохозяйственным районом России. Поэтому открытые две низшие ремесленные школы были нацелены, прежде всего, на обслуживание потребностей сельскохозяйственного производства. Но в губернии продолжал расти спрос на монтеров, техников по уходу, сборке и ремонту сельскохозяйственных машин. Поэтому Земское собрание с согласия городской управы постановило в 1914 году преобразовать и Михайловское ремесленное училище в среднее техническое училище сельскохозяйственного типа.

          В период восстановления народного хозяйства края от разрухи после гражданской войны на Ставрополье в 1918—1920 гг. широкое распространение получили новые типы профессионально-технических учебных заведений: профтехшколы, профтехкурсы, учебно-показательные мастерские, школы фабрично-заводского ученичества. Профессионально- технические учебные заведения в 20—30-е гг. были созданы на примере учебных заведений, функционирующих в центральной России.

Годы третьей пятилетки знаменательны мощным подъемом народного хозяйства, ведущих отраслей тяжелой промышленности. Оснащавшиеся сложной и точной техникой новые предприятия и стройки требовали рабочих высокой квалификации. Поэтому третий план развития народного хозяйства СССР (1938—1942 гг.), принятый на XVIII съезде ВКП (б), предусматривал «поднятие культурно-технического уровня рабочего класса, передовой руководящей силы социалистического общества до уровня работников инженерно-технического труда» .

В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 октября 1940 г. «О государственных трудовых резервах СССР» было создано Ставропольское краевое управление трудовых резервов и два училища — ремесленное училище № 1 в городе Ставрополе при заводе «Красный металлист» и железнодорожное училище № 1 в городе Минеральные Воды. Были созданы и 4 школы ФЗО:

—      школа ФЗО № 1 — угольщиков в Микоян-Шахаре (Карачаевск) на 200 чел;

—      школа ФЗО № 2 — металлистов в Пятигорске для мотороремонтного завода на 200 чел;

—      школа ФЗО № 3 — формовщиков и литейщиков для арматурного завода местной промышленности на 200 чел. в Георгиевске;

— школа ФЗО № 4 — на 200 чел. в Невинномысске по подготовке рабочих для строительства Невинномысского канала.

Ставропольское краевое управление трудовых резервов готовило кадры квалифицированных молодых рабочих для ведущих отраслей народного хозяйства. В функции краевого управления трудовых резервов входило руководство работой ремесленных училищ и школ ФЗО, проведение призыва молодежи на учебу, организация производственного обучения, снабжение учащихся и распределение получивших специальность молодых рабочих по предприятиям.

Комплектование учебных заведений трудовых резервов края учащимися было завершено к 25 ноября 1940 г. Общее количество учащихся составило 1520 человек. Обучение велось по 14 профессиям. Первый выпуск молодых специалистов состоялся в мае 1941 г.

С началом Великой Отечественной войны на Ставрополье остро стала проблема рабочих кадров, т.к. большая часть взрослого населения ушла на фронт. В военные годы учебно-производственная деятельность училищ и школ ФЗО была переведена на выполнение оборонных заказов в соответствии с решением Государственного Комитета Обороны от 27 июля 1941 года. В сентябре этого же года продукция мастерских ремесленных училищ и школ ФЗО была включена Госпланом СССР во Всесоюзный государственный план производства боеприпасов и материалов для военных нужд страны.

Учащиеся Ставропольского ремесленного училища № 1 изготавливали амуницию для артиллерийских частей, делали мины, учащиеся Минераловодского железнодорожного училища № 1 занимались ремонтом паровозов и вагонов. В связи с наступлением врага произошли изменения и в учебном процессе: скорректированы учебные программы, изменены формы, методы обучения. Главное изменились условия приема в учебные заведения. Принцип добровольности поступления был заменен организационным призывом. Вместо отмененных теоретических занятий вводилось производственное обучение, на которое отводилось 8—12 часов в день. Учащиеся в минимальные сроки осваивали профессию. Но главное выпускали продукцию, необходимую для обороны страны .

В связи с временной оккупацией края в 1942 г. деятельность управления трудовых резервов была прекращена. Когда Ставрополье было освобождено от оккупантов в январе 1943 г., в крае началась работа по восстановлению разрушенного народного хозяйства. Так, например, выпускников Благодарненского СПТУ № 3 направляли в освобожденные от немецких войск районы для работы по восстановлению сел и городов из руин. В этот период коллектив училища выполнял благородную социальную миссию — обучали и воспитывали подростков, оставшихся без родителей. За годы Великой Отечественной войны Благодарненским СПТУ № 3 было подготовлено в сложных условиях около 1050 трактористов, комбайнеров из числа девушек и юношей 14—15 лет. В мастерских училища изготавливали инструменты, ремонтировали тракторы и автомобили. По решению крайисполкома 25 января 1943 г. управление трудовых резервов возобновило деятельность после того, как Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 января 1943 г. Орджоникидзевский край был переименован в Ставропольский. Управление трудовых резервов стало именоваться «Ставропольское краевое управление трудовых резервов Главного управления трудовых резервов при Совете Народных Комиссаров СССР» .

В годы войны формировались отряды квалифицированных рабочих из воспитанников учебных заведений трудовых резервов, которые направлялись на более важные объекты трудового фронта. Так, на восстановление разрушенных во время войны городов: Сталинграда, Ростова-на-Дону, Севастополя, Туапсе, направлялись одними из первых выпускники «трудовых резервов» Ставропольского края. Из школ ФЗО Ставрополя с 15 июня по 15 сентября 1945 г. было передано на предприятия за пределы края 1266 выпускников, из них «Ростовуглю» (г. Ростов) — 60 угольщиков, «Росуглю» (г. Ново-Шахтинск) — 50, в Тбилиси на ХрамГЭСстрой — 155 чел., Северокавказским железным дорогам (г. Ростов) — 128 чел.

В       1943 г. на освобожденных от врага территориях создавались специальные училища для детей-сирот. В крае это было специальное ремесленное училище № 12 для мальчиков в г. Ставрополе и специальное ремесленное училище № 13 для девочек в г. Пятигорске.

В марте 1943 г. крайком ВКП (б) и крайисполком разработали конкретный план восстановления хозяйства края. В связи с нехваткой рабочих рук были приняты меры по возобновлению деятельности учебных заведений трудовых резервов, а также по расширению их сети. К концу 1943 г. в крае функционировало 8 ремесленных училищ, 2 железнодорожных и 11 школ ФЗО. Большое количество выпускников училищ трудовых резервов были направлены на восстановление народного хозяйства страны.

За годы Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. учебными заведениями профтехобразования Ставропольского края было подготовлено более 18 тыс. молодых рабочих, которые трудились на самых ответственных участках военного производства. Уже с начала войны они заняли рабочие места ушедших на фронт и работали наравне со старшими .

При подготовке квалифицированных рабочих важное место занимало производственное обучение. Оно велось в неудовлетворительных условиях из-за отсутствия многих учебных мастерских, станочного и другого оборудования, электроэнергии, но было организовано на выпуске полезной продукции.

В послевоенный период большое внимание государство уделяло укреплению учебно-материальной базы учреждений трудовых резервов, улучшению качества теоретического и производственного обучения: строились типовые здания, увеличилось оборудование и техническое оснащение мастерских и кабинетов, привлекались квалифицированные инженерно-педагогические работники для преподавания в ПТУ. При профтехучилищах были созданы учебно-методические советы, которые были реорганизованы в педагогические советы.

Во исполнение Постановления Совета Народных Комиссаров СССР от 27 августа 1945 г. № 2151, было принято решение крайисполкома от 26 сентября 1945 г. № 32 «О призыве (мобилизации) молодежи в ремесленные, железнодорожные училища и школы ФЗО по Ставропольскому краю». В школы ФЗО принимались юноши 16—17 лет и девушки 16—18 лет; в училища принимались юноши 14—15 лет, девушки 15—16 лет .

Широко развернулась массово-разъяснительная работа. Улучшились жилищные условия учащихся (были отремонтированы общежития и столовые учебных заведений), увеличился конкурсный набор. В результате в Петровское училище было подано 600 заявлений на 200 учебных мест. В Минераловодском железнодорожном училище: были проведены выставки работ учащихся, стенных газет, отражавших учебу, работу и жизнь учащихся. Проведенные политико-массовые мероприятия по улучшению учебно-воспитательной работы в учебных заведениях профтехобразования дали свои результаты. План призыва молодежи в учебные заведения в количестве 600 чел. был выполнен .

В связи с быстрым развитием металлообрабатывающей промышленности в г. Ставрополе в апреле 1947 г. специальное ремесленное училище связи № 5 было реорганизовано в училище металлистов № 5 на базе учебных мастерских училища с контингентом учащихся в 200 чел. по специальностям: слесари-инструментальщики, (потом слесари по ремонту автомобилей и тракторов), кузнецы свободной ковки, формовщики-литейщики. Первый выпуск металлистов училище произвело в 1949 г. в количестве 106 чел., из них слесарей-инструментальщиков — 52 чел., кузнецов свободной ковки — 27 чел., формовщиков-литейщиков — 28 чел.

В связи с развитием строительной отрасли в крае и в г. Ставрополе, потребовалось увеличение числа квалифицированных строителей. Ремесленное училище металлистов № 5 было реорганизовано в Ставропольское строительное училище № 1 на базе треста «Ставрпольпромстроя» (с одновременной подготовкой специальностей металлистов) с контингентом учащихся 400 чел. по профессии каменщики, маляры и др. Первый выпуск строителей составлял 249 чел.

В 1950-х гг. трудовым резервам были переданы школы механизации сельского хозяйства, школы швейников, организованы технические училища. В ведении Ставропольского управления профтехобразования находились 10  училищ механизации сельского хозяйства, в которых обучалось 2589 трактористов-машинистов широкого профиля; 520 механиков-комбайнеров для Ставропольского края, 390 механиков-комбайнеров для работы в целинных землях; 67 электромехаников; 29 электромонтеров .

Учебные планы и программы по всем профессиям были выполнены, за исключением учебных планов для механизаторов и комбайнеров, подготавливаемых для работы на целинных землях, которым учебные планы были сокращены на основании письма Главного Управления Трудовых Ф Резервов при СНК СССР в связи с поздним их набором.

В этот период были улучшены показатели выпускных квалификационных экзаменов трактористов-машинистов, была улучшена дисциплина учащихся, уменьшились пропуски.

Все училища механизации сельского хозяйства были обеспечены помещениями для теоретических и практических занятий, кроме УСМХ № 5 и № 8, в которых отсутствовали площади для лабораторно-практических занятий. Практические занятия по тракторам и сельскохозяйственным машинам проводились под открытым небом, что мешало учебному процессу.

Производственное обучение в училищах механизации сельского хозяйства проводилось в слесарных мастерских, на полигонах. Производственная практика учащихся делилась на полевую и ремонтную.

25 августа 1953 г. в г. Ставрополе проходила краевая педагогическая конференция работников училищ, посвященная итогам работы за 1952—53 и задачах на 1953—54 учебный год. На конференции затрагивались вопросы участия комсомольских организаций училищ в выполнении решения XIX съезда КПСС «Об улучшении качества подготовки молодых, квалифицированных рабочих».

Задача по подготовке молодых рабочих за 1952—53 учебный год была выполнена полностью. Производственное обучение велось на новой технике.

На занятиях применялись различные приспособления, облегчавшие труд и повышавшие производительность труда.

В 1952—53 учебном году внимание работников училищ и Управления было обращено, прежде всего, на качество преподавания теоретических предметов, для чего требовалось составлять рабочие планы на каждый урок, заботиться об оснащении наглядными пособиями; применять письменные контрольные работы по пройденному учебному материалу; вести устный опрос учащихся, уделять внимание самоподготовке учащихся.

Непосредственно в училищах были созданы учебно-методические советы, методические комиссии по разным предметам, существовало так же методическое объединение. Несмотря на это, были и недостатки в работе учебно-методического сектора.

Важная роль в воспитании и обучении молодых рабочих отводилась полной обеспеченности учащихся работой, соответствующей программе производственного обучения. В училищах, где действовала эта система, у учащихся формировалась привязанность к профессии, вырабатывались высокие навыки труда.

По плану Главного Управления в 1953 г. должно было быть подготовлено в училищах 538 и в школах ФЗО 375 чел., а всего — 913 молодых рабочих. Фактически подготовлено в училищах 533 чел. и в школах ФЗО 391 чел., всего 924 чел. Все выпускники перешли на работу на предприятия и стройки. Для работы на предприятиях и стройках края из числа окончивших училища и школы ФЗО в 1953 г. было направлено 293 чел.

К январю 1956 г. под ведомством краевого управления находилось 22 училища. В течение 1956 г. в структуре сети училищ произошли изменения: к январю 1957 г. насчитывалось одно специальное ремучилище, два ремучилища, четыре технических училища, три ремесленных училища механизации сельского хозяйства, две строительные школы, с общим контингентом учащихся 5486 чел. В соответствии с народно-хозяйственным планом в 1956 г. были произведены четыре приема и четыре выпуска учащихся.

К недостаткам в обучении необходимо отнести слабую оснащенность училищ, техническим парком, инструментом, наглядными пособиями. Проанализировав количество учащихся по профессиям, обучавшихся в учебных заведениях Ставрополья на конец 1956 — начало 1957 учебных годов, видно, что наибольшее количество учащихся наблюдалось в училищах механизации сельского хозяйства, что соответствовало планам страны в области сельского хозяйства, а самой востребованной профессией была профессия тракториста-машиниста. К 1958 г. училища и школы ФЗО Ставрополя подготовили для народного хозяйства 50 тыс. квалифицированных рабочих по 30 специальностям. Одновременно с этим был создан единый тип учебных заведений — городские и сельские профессионально-технические училища (ГПТУ и СПТУ).

В начале 60-х гг. повышение финансирования сельхозпроизводства привело к перестройке деятельности сельских профтехучилищ. Одним из важных обстоятельств было централизованное обеспечение учебных мастерских оборудованием, что привело к улучшению организации обучения учащихся. Произошло расширение материально-технической базы, в результате чего лабораторно-практические стали проводиться по полузвеньевой системе, т.е. по 2—3 чел. на агрегате, что обеспечивало самостоятельную, активную работу учащихся на практике.

Большое значение в сельских ПТУ уделялось летней производственной практике, во время прохождения которой учащиеся на собственном опыте, под руководством опытных мастеров познавали все тонкости выбранной профессии. Следует отметить, что производственная практика учащихся краевых профтехучилищ значительно улучшилась после принятия постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 2 апреля 1969 г. В это же время три учебных заведения (Светлоградское СПТУ № 1, Невиномысское № 13 и Черкесское № 17), были преобразованы в средние профтехучилища, выпускники которых, вместе с документом о присвоении рабочей профессии получали аттестат о среднем образовании .

В 1970-е гг. в Ставропольском крае действовало 54 профессионально- технических и технических училища, их выпускники трудились во всех сферах материального производства. Многие из них отмечены высокими наградами: звание Героя Социалистического Труда было присвоено бывшим учащимся И.П. Бутенко, И.Ф. Голенко, М.И. Захарову и др.

В эти годы улучшилась организация теоретического и производственного обучения в профессионально-технических училищах Ставропольского края. Заметно улучшилась материальная база, увеличилось число учебных кабинетов и лабораторий, учебных мастерских, оснащенных новейшим оборудованием. В училищах края работали высококвалифицированные преподаватели и мастера производственного обучения с большим опытом работы. Среди них много заслуженных учителей профтехобразования, например Стефан Матвеевич Зеленин, Раиса Ильинична Неделько и др.

Большую помощь в подготовке квалифицированных рабочих профтехучилищам оказывали базовые предприятия Ставропольского края. Так, например, строители управления Главкавминкурортстрой сдали в Георгиевске новый комплекс городского профтехучилища № 25. В Иноземцево к 1970 г. завершались работы по введению в эксплуатацию учебно-производственных мастерских и общественно-бытового блока, продолжалось строительство нового комплекса для профтехучилища в Кисловодске.

Профессиональные взаимоотношения сложились также между Ставропольским РПТУ № 1 и «Крайремстройуправлением», Пятигорским училищем № 2 и «Пятигорсксельмашем», Невинномыским профтехучилищем № 13 с трестом «Ставропольхимстрой» и т.д. Помощь, забота рабочих коллективов этих предприятий способствовала улучшению качества подготовки промышленных и сельхозрабочих. При тресте «Пятигорскстрой» был создан совет содействия Иноземцевскому ГПТУ № 5, партийные, комсомольские и профсоюзные организации ГПТУ № 2, № 15 и других училищ работали на правах цеховых организаций своих базовых предприятий. Базовые предприятия, колхозы и совхозы направляли учащихся для прохождения производственной практики в лучшие производственные бригады и участки. Они были закреплены за передовиками и новаторами производства.

В начале 1980-х гг. в соответствии с требованиями реформы школы были введены новые предметы: «Основы информатики и вычислительной техники», «Автоматизация производства на основе ВТ», «Этика и психология семейной жизни» и др.

Таким образом, система профтехобразвания Ставропольского края являлась одной из основных форм подготовки квалифицированных рабочих кадров для всех отраслей народного хозяйства края.

Согласно сводным сведениям, всего на предприятия страны было направлено 853 молодых рабочих, окончивших ремесленные училища Ставропольского края: слесарей — 223, фрезеровщиков — 18, электриков — 43, токарей — 126, формовщиков-литейщиков — 112, столяров — 162, каменщиков — 5, автослесарей — 9, а также ряд специалистов других профессий. Из краевых школ ФЗО на предприятия страны было отправлено 1419 молодых специалистов.

В начале 1960-х гг. в сельских профтехучилищах возник вопрос о размере учебных хозяйств. В соответствии с Постановлением бюро ЦК КПСС по РСФСР и Совета Министров РСФСР от 6 февраля 1961 г. и постановлением бюро Ставропольского крайкома КПСС от 11 марта 1961 г. сельские профтехучилища должны были иметь учебные хозяйства из расчета 2—3 га на учащегося .

На Ставрополье этот вопрос решался крайне медленно, райисполкомы и производственные управления не выделяли земельных участков для сельских ПТУ. Вопрос о земельном участке был решен положительно только в Новотроицком СПТУ № 2, где на одного учащегося отводилось 2,5 га земли. Остальные СПТУ имели 0,3—0,6 га на учащегося. Эти размеры земли не отвечали требованиям качественной подготовки квалифицированных кадров для сельского хозяйства .

В первой половине 1960-х гг. улучшалась материально-техническая база сельских профтехучилищ. Было построено и вновь оборудовано для Ставропольских ПТУ три учебных и хозяйственных корпуса, девять лабораторий, два мастерских, три гаража для хранения сельхозтехники, три корпуса общежития и др. Для СПТУ было приобретено большое количество сельхозтехники.

Изменились учебные планы и программы сельских профтехучилищ. Учебные планы и программы были значительно расширены за счет ввода новых предметов, что позволяло учащимся глубже овладевать выбранной профессией. Увеличился объем времени, отводимого на практические занятия.

В летнее время учащиеся сельских профтехучилищ проходили производственную практику на учебных хозяйствах. За что учащиеся получали заработную плату. На производственной практике в совхозах и колхозах края, на целинных землях большинство учащихся работало самостоятельно на тракторах, комбайнах, агрегатах.

Ставропольское краевое управление профтехобразования готовило молодых рабочих для ведущих отраслей народного хозяйства. В функции краевого управления входило руководство работой профтехучилищ, школ ФЗО, ремесленных училищ, проведение призыва молодежи на учебу, организация производственного обучения, распределение получивших специальность рабочих по предприятиям.

Таким образом, система среднего профессионального образования России прошла стадиальное развитие на протяжении веков. Главными задачами профессионального образования было обеспечение потребности государства в обученных рабочих для отраслей производства и промышленности. Профессиональное  образование Ставрополья было призвано обеспечить Северный Кавказ  квалифицированными кадрами в административной, образовательной, производственной и социальной сферах.

Статью подготовил преподаватель истории Иноятов В.В.

Перейти к верхней панели